понедельник, 2 ноября 2015 г.

Благодаря бабушке: эволюция семейных отношений

Бабушка и внук

Какова роль бабушки в эволюции семейных отношений?

Бабушки помогали воспитывать внуков и, таким образом, способствовали второй беременности своих дочерей, что повышало рождаемость у первобытных людей и помогало увеличить среднюю продолжительность жизни - даже у мужчин.

Самки шимпанзе живут недолго после того, как теряют способность рожать. У людей все иначе: для эволюции оказалось полезным, чтобы женщины после менопаузы  жили еще долго.

Но ввиду того, что мужчины свою репродуктивную способность сохраняют дольше, совсем скоро взрослых мужчин в расцвете сил стало больше, чем женщин. Это изменило испокон веков свойственную мужчинам полигамное сексуальное поведение: они стали охранниками своей партнерши, с чего впоследствии развились типичные семейные отношения людей.

«Бабушкину гипотезу» подтвердили результаты компьютерной симуляции, которую американские и австралийские ученые представили в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS)».

«Отношения в семейных парах — универсальный признак человеческих сообществ. Этим мы и отличаемся от наших ближайших родственников», - говорит Кристен Гавкес (Kristen Hawkes) из Университета Юты, в Солт-Лейк-Сити, руководитель научной группы. Она убеждена: основной причиной развития семейных отношений у людей стало участие бабушек в воспитании детей.

Это противоречит до сих пор распространенному предположению, что пары возникали вследствие определенного типа бартера. Согласно ему, человек покупал верность женщины за питание и защиту ее и детей.

Согласно «гипотезе бабушки», новая функция старших женщин сначала повысила среднюю продолжительность жизни, потому что чем дольше жила бабушка, тем больше она поддерживала дочь и внуков. Гены длительной жизни переходили также и потомкам мужчины. Из-за этого выросла конкуренция старших мужчин за молодых женщин, еще способных родить.

Вступить в семейную связь со временем оказалось лучшей стратегией для зачатия как можно большего количества детей. Речь не идет о моногамии на всю жизнь. Партнерство продолжается в течение определенного периода, пока не состарились и в силах производить потомство.

Несмотря на то, что сегодня семейные связи присущи всем культурам, отличия в отношениях между супругами очень отличаются. В исследуемой культуре охотников-собирателей семьи были тем стабильнее, чем больше было соотношение между количеством мужчин и фертильных женщин.

Совместно с учеными из Сиднея, Гавкес с помощью компьютерной симуляции проверила выводы «бабушкиного гипотезы» развития структуры общества первобытных людей. Ученые использовали, с одной стороны, данные о популяции шимпанзе, а с другой стороны, информацию о современных культурах охотников-собирателей, в частности о народе Гадза из Танзании. В этой группе старшие женщины выполняют, помимо прочего, еще и поиск специальных зерен, являющихся важным источником питания.

На компьютере ученые смоделировали одну из фаз человеческой эволюции с многочисленными поколениями. По структуре популяции шимпанзе, так и на примере отношений в четырех народностях охотников-собирателей предположение гипотезы о роли бабушек подтвердились.

По материалам www.wissenschaft-aktuell.de