пятница, 2 октября 2015 г.

Как дети учат слова

90000 часов видео, 140 000 часов аудио, 200 терабит информации - таковы исходные данные необычного исследования о том, как дети овладевают языком. 



В течение трех лет Деб Рой (Deb Roy) из междисциплинарной исследовательской лаборатории Массачусетского технологического института (MIT Media Lab) записывал все, что происходило в его доме. Камера и микрофоны, установленных на потолке, фиксировали разговоры и движения маленького сына ученого и других членов семьи. Целью исследования было понимание - когда и какие слова запоминает ребенок.

Дистинктивнисть: чем отчетливее слово привязано к ситуации, тем раньше его малыш поймет и будет использовать.

Недавно команда исследователей во главе с Дебом Роем получила первые результаты анализа записей первых трех лет жизни маленького сына ученого. Было проверено множество факторов, чтобы узнать, какие из них давали малышу сказать то или иное слово впервые, а какие не влияли на процесс его обучения. Многие из факторов были очевидными, например то, что более длинные слова ребенок изучает в целом позже, чем короткие.

Выявились две закономерности. Ученые назвали их «дистинктивнистю»: чем отчетливее слово связано с ситуацией, тем раньше его использовать ребенок. Типичным примером является слово «мяч», которое часто употребляют во время игры с мячом, но вне этих игр - довольно редко. Зато слово «зая» хотя и в принципе звучит чаще, но к ситуации не привязано.

Рой с коллегами увидели в этом подтверждение уже давно известной теории обучения, согласно которой ребенок в предполагаемых и часто повторяющихся ситуациях легче понимает слова. Множество данных, которые собрал Рой, дали возможность впервые проверить эту гипотезу.

Ученые сосредоточились на периоде между 9 месяцем и вторым годом ​​рождения ребенка, выделили все ситуации, когда мальчик не спал и был один. Все вербальные действия, с помощью которые взрослые общались в ребенком, расшифровала команда из 70 помощников, как с помощью компьютера, так и вручную. В результате база данных объединила около 2 млн отдельных высказываний. Программное обеспечение анализировало движение лиц, снятых на камеру, и идентифицировало «горячие точки активности», когда лица взаимодействовали.

Для каждого из 679 слов, которое изучал и использовал сын Роя в процессе исследования, ученые могли определить, когда, где и при каких обстоятельствах малыш употребил слово впервые. И даже больше: как часто при одинаковых обстоятельствах оно ранее не произносилось.

Данные исследования ученые публиковали частями.

Конечно, ученые осознают, что при развитии одного ребенка можно сделать довольно ограниченные и общие выводы. Но ввиду того, что простые корреляции, которые они наблюдали, проявляются довольно часто во всех ситуациях, ученые убеждены: выводы можно применить и к другим детям.

В конце концов, немногие родители возьмутся подслушивать детей, и к тому же проанализировать услышанное можно только с достаточным финансированием. Сам Рой объясняет, что разработанные техники анализа нужно применять и в других языковых группах.

Опыты на собственном сыне дают основания принять во внимание важный аспект, признает ученый: первое использование слова должно не раз совпасть с моментом, когда ребенок сможет понять его. Как правило, дети распоряжаются уже ранее пассивно понятными словами, постепенно применяя их в активном речи.

Есть высокие шансы того, что необычная база данных об овладении языком позволит получить уникальные познания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий